Романовская
глиняная игрушка
Романовская игрушка прекрасна в своей простоте и лаконичности. Игрушка цвета солнца, просвечивающего сквозь осенние листья, создающее впечатление лёгкости.
В начале XIX века в Липецке открывается первый
в России курорт, что стимулировало активный расцвет романовского народного промысла.
С этого времени на романовских мастеров оказывает сильное влияние бурная городская жизнь. Гончары-игрушечники стали вносить в традиционную глиняную игрушку светские, городские мотивы. Так появились фигурки барышень в шляпах и богатых нарядах, генералов-всадников, офицеров в строгих мундирах под ручку с дамами.
В 1929-30 гг. советская власть в селах стала закрывать церкви, запрещать лепить игрушки на продажу. Почти все мастера-гончары закопали в своих огородах обжиговые горны, а с тех, кто продолжал заниматься промыслом, взимали большие налоги. Во время Великой Отечественной войны мастерам романовского промысла приходилось заниматься только гончарством, поскольку посуда на тот момент была востребована больше, чем глиняная игрушка. Несмотря на тяжелое военное время, жители сумели сберечь исконные традиции, сохранили школу мастерства. После войны романовской керамикой занимались дворовые хозяйства из династии Митиных-Блиновых, Царьковы, Силипковы.
Часто мастера лепили домашних животных: уток, коров, баранов и коз. Мастер верил в их обееговую силу, в то, что образы принесут удачу и достаток в дом.
К наиболее древним сюжетам относится жаворонок - символ закликания весны, индюк - хранитель домашнего очага, защитник ребенка. Маленького индюка подвешивали в колыбельку как оберег.
Почему игрушку всегда делали свистулькой? В старину верили, что свист отпугивает злых духов. Но есть и другая причина: ребёнок развивает свои легкие, играя на свистульке. В романовской игрушке сегодня насчитывается более ста сюжетов: от самого простого свисточка – летящего жаворонка – до представительной композиции-тройки. Но двух одинаковых игрушек не бывает, ведь в каждой – индивидуальность её создателя. В романовской игрушке животных изображали в профиль, а вот людей – анфас.
Композиции глиняных игрушек повторяются в разных русских губерниях. Но только в Липецкой области есть сюжет, выделяющий романовскую игрушку: запряжка в один конь, это самая раритетная композиция.
В романовской игрушке значимое место занимает образ женщины – матери, продолжательницы рода, прообраз богини Макошь. Архаичные женские образы лаконичны в формах, декорируются минимально, лица – условной лепки. Ребеночек, словно червячок, глаза, сделанные проколом стека – эти женщины несут свою особенную красоту из глубины веков. Образ «Романушки», женщины в свадебном костюме города Романова – это образ берегини дома, хозяюшки, в руках которой лежит ребеночек и домашняя птица.